узнай то, что ты должен знать
Информатика для учителя,
       ученика и родителей. хостинг сайта, php хостинг
Информатика в Беларусии
панели переходов
Главная Главная страница
материал для Учителю учителя информатики
информатика Ученику для ученика
информация Родителям для родителей
Видеоуроки? тесты и поурочные планы по информатике
Содержание страницы

Назначение кабинета информатики и информационных технологий (скачать)

Кабинет информатики и информационных технологий (КИИТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение учебного заведения системы общего среднего образования, оснащенное комплектом аппаратно-программных средств на базе ПК, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным предметам с использованием компьютерных информационных технологий. КИИТ используется также при организации общественно полезного и производительного труда учащихся, автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного заведения и организационного управления учебно-воспитательным процессом.
Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по основам информатики и других наук, при полном обеспечении требований к охране труда.
В кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными, техническими средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса.
Занятия в кабинете информатики должны способствовать:

  • формированию у учащихся знаний об устройстве и функционировании современных ПК; умений и навыков решения задач с помощью ПК; умений по использованию программного обеспечения современных ПК и навыков работы с информационными ресурсами;
  • ознакомлению учащихся с применениями информационных и коммуникационных технологий на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;
  • совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

В КИИТ может проводиться следующая работа:

  • занятия по информатике и другим общеобразовательным предметам с использованием ПК, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПК;
  • выполнение учащимися работ по заданиям учителей и администрации для удовлетворения потребностей учебного заведения и базовых предприятий;
  • внеклассные занятия, оказание услуг с использованием ПК, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПК.

Число рабочих мест для учащихся, должно соответствовать наполняемости классов в учебном заведении и не противоречить действующим СанПиН. Для проведения практических занятий рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективные работы. При любой форме работы на одном рабочем месте должен быть один учащийся.

2. Оборудование кабинета информатики и информационных технологий

Для реализации задач и содержания работ, отмеченных выше, КИИТ оснащается материальными средствами согласно "Типового перечня средств обучения и учебно-производственного оборудования для общеобразовательных и специальных школ, дошкольных учреждений, профессионально-технических училищ", "Требований к аппаратурно-программным комплексам на базе персональных компьютеров (компьютерным классам) для учебных заведений" и дополнительных инструктивно-методических рекомендаций, других нормативно-распорядительных документов Министерства образования.
Таким образом, КИИТ должен быть оборудован:

  • комплектом аппаратно-программных средств на базе ПК;
  • программно-методическими комплексами поддержки преподавания общеобразовательных предметов;
  • демонстрационным средством аудиовизуального отображения информации с возможностью сопряжения с ПК (телевизор с диагональю не менее 61 см, мультимедийный проектор и т.п.);
  • графопроектор* ;
  • экран* ;
  • специализированной мебелью.

Кроме того, кабинет информатики комплектуется:

  • заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПК;
  • комплектом учебно-методической, научно популярной, справочной литературы;
  • журналом отказа ПК и их ремонта;
  • инструкцией по охране труда;
  • картотекой (базой данных) учета имеющегося в кабинете учебного оборудования и материалов, программных средств.
  • стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;
  • аптечкой первой помощи;
  • средствами пожаротушения;

КИИТ может дополнительно оснащаться оборудованием, программным обеспечением и методическими материалами, предназначенными для реализации функций, указанных в разделе 1 рекомендаций.
Рабочие места учащихся, оснащенные ПК, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям действующих Санитарных правил и норм.
Кабинет оборудуется одноместными столами, предназначенными для работы на ПК со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Все ПК следует заземлять.
Поверхности стола должны иметь цвет натуральной древесины. Допускается бледно-голубой, бледно-зеленый или бледно-серый. Поверхности стола должны быть матовыми.
Расстановка рабочих мест учащихся в КИИТ должна обеспечить электробезопасность и безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.
Рабочие места учащихся располагаются периметрально вдоль стен. Расстояние между стеной без оконных проемов и столами должно быть не менее 10 см, а между стеной с оконными проемами и столами не менее 80 см. Столы устанавливаются под прямым углом к поверхности стен таким образом, чтобы расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов было не менее 1,2 м. Расстояние между двумя столами, расположенными в углах, должно быть не менее 2 м. Такое расположение рабочих мест учащихся с ПК приводит к наименьшему влиянию факторов, обусловленных работой видеомониторов на электронно-лучевых трубках, так как на учащегося будут в основном действовать факторы только видеомонитора, за которым он работает.
Дополнительно КИИТ оборудуется двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест учащихся при работе на ПК. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий, индивидуальной, групповой работы, не требующей использования ПК, или выполнения контрольных работ. Это позволяет разнообразить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, сосредоточиться при объяснении педагогом учебного материала и способствует сохранности аппаратно-программных средств.
В кабинете может быть установлен сейф и обязательно не менее 2 огнетушителей, предназначенных для тушения электроустановок.
На видном месте в помещении кабинета размещается инструкция по охране труда для учащихся в кабинете информатики и информационных технологий. В доступном для знакомства учащихся месте могут размещаться стенды с учебно-воспитательными материалами.
Передняя стена КИИТ оборудуется классной доской (желательно для фломастеров), экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации. Под доской устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания демонстрационных таблиц.
Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет информатики оснащается шкафом, устанавливаемым справа от классной доски или в лаборантской. Учебные и демонстрационные пособия хранятся следующим образом:

  • справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература на полках шкафа;
  • диски, компакт-диски — в специальном небольшом шкафу, защищенном от пыли и света (можно в сейфе), распределенные по классам или разделам учебных программ;
  • таблицы — в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам учебных программ или классам с учетом их габаритов.

В кабинете ведется картотека (база данных) имеющегося учебного оборудования, программных средств, учебно-методических материалов с указанием мест хранения, облегчающая учителю и лаборанту подготовку к занятиям.
Учебные заведения или их базовые предприятия обеспечивают строительную готовность кабинета информатики под установку и монтаж аппаратных средств на базе ПК в соответствии с гигиеническими правилами и нормами, включая работы по пожарно-охранной сигнализации, окраске стен и потолков, подготовке полов с укладкой металлических защитных труб или металлорукавов, по организации заземления.
Сервисные предприятия должны обеспечивать электромонтажные работы в кабинете в соответствии с типовым проектом при условии комплексной поставки аппаратно-программных средств, включая электрооборудование (силовые щиты, электрические розетки, привод).
Ответственность за оборудование КИИТ несет директор учебного заведения. К оборудованию кабинетов привлекаются заведующие кабинетами, базовые предприятия (изготовление мебели, учебного оборудования и т. д.). Эксплуатация КИИТ допускается после согласования с территориальными органами государственного санитарного надзора, энергонадзора, пожарной безопасности и охраны. Эксплуатация кабинета без соответствующего разрешения, оформленного в установленном порядке, запрещается.
Вопросами загрузки КИИТ учебными, классными, внеклассными, факультативными занятиями, проводимыми учителями и специалистами, приглашенными для преподавания предметов по штатному совместительству, занимается директор (заместитель директора) школы с участием заведующего кабинетом.

3. Организация работы в кабинете информатики и информационных
технологий, основные виды деятельности администрации,
учителя и учащихся

Работы по обеспечению КИИТ оборудованием, организации деятельности учителей по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе осуществляет заместитель директора с помощью заведующего кабинетом из числа учителей информатики при непосредственном руководстве директора учебного заведения. Заместителем директора совместно с заведующим КИИТ разрабатываются перспективные планы оборудования кабинета, использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Заведующим КИИТ составляются перечень мероприятий по дооборудованию кабинета, план работы кабинета на год. Планы утверждаются директором учебного заведения.
Заведующий кабинетом несёт ответственность за сохранность оборудования; ведение картотеки (базы данных) учета имеющегося в кабинете учебного оборудования и материалов, программных средств; содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания оборудования, правильное его использование; регистрацию отказов ПК и организацию их отладки или ремонта; за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях; за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учителей и учащихся по охране труда.
При знакомстве с кабинетом учитель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния зрения и слуха; ознакомить с правилами охраны труда и работы в кабинете. Проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по охране труда отмечается в журнале учета учебной работы. Учителя, работающие в КИИТ, должны строго следить за выполнением учащимися требований охраны труда и правил работы в кабинете.
При организации работы в КИИТ следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования оборудования. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса информатики, должно использоваться для преподавания других общеобразовательных предметов с применением ПК, для факультативной и кружковой работы. Можно рекомендовать заведующему кабинетом создание из наиболее творчески активных учащихся некоторой инициативной группы, которая наряду с участием в кружковой работе выполняла бы одновременно и отдельные работы, связанные с оборудованием кабинета, разработкой и изготовлением различного рода учебных пособий. Целесообразно также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.
Одной из форм внеклассной работы, осуществляемой заведующим кабинетом или учителями, работающими в нем, может быть учебно-методический семинар для учителей общеобразовательных предметов. Этот семинар может взять на себя прежде всего решение таких задач, как распространение опыта, знакомство с новыми учебными программами, обучение учителей основам работы на ПК, основные направления кружковой работы с учащимися и т. п. Очевидно, что организационные формы семинара могут быть весьма различными и, вероятно, будут меняться по мере совершенствования информационной культуры учителей.
Деятельность заведующего КИИТ охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна. Помощь в его работе должен оказывать лаборант (техник или инженер) кабинета информатики и информационных технологий. Лаборант подчиняется непосредственно заведующему кабинетом и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему ПК, правила ухода за ним, условия хранения оборудования и наглядных пособий. В соответствии с перспективными планами развития кабинета лаборант под руководством заведующего участвует в приобретении необходимого учебного оборудования, организует его доставку, ведет картотеку (базу данных) учета имеющегося в кабинете учебного оборудования и материалов, программных средств. По плану учителей и под руководством заведующего кабинетом лаборант готовит оборудование к уроку, устанавливает необходимое программное обеспечение. Лаборант обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи. Лаборант регистрирует в журнале отказы ПК и их ремонт. Под руководством заведующего кабинетом лаборант проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования.

4. Гигиенические рекомендации

Требования к помещению, микроклимату, освещенности, оборудованию рабочих мест, режиму и организации работы, профилактические мероприятия приведены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 9-131 РБ2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы», выдержки из которого приведены в приложении 3.
Очень важно, чтобы помещение для установки ПК отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы оптимизации учебного процесса и сохранению здоровья.
Для окраски стен помещения следует применять краски холодных тонов: светло-зеленый, светло-голубой, светло-серый. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми.
Работа на ПК приводит к снижению концентрации кислорода, повышению озона, концентрации которого могут превышать предельно допустимые для атмосферного воздуха. Нарушается ионный состав воздуха. Установлено, что в учебном помещении без людей с включенными видеомониторами увеличивается количество отрицательных ионов пропорционально времени их включения, а при наличии людей происходит увеличение положительных ионов. При этом количество отрицательных и положительных ионов может значительно превышать допустимые величины, что способствует ухудшению самочувствия людей, появлению головной боли, снижению работоспособности и пр. При наличии учащихся в классе воздух загрязняется антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода.
По этим причинам помещения с ПК должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей оптимальный температурно-влажностный режим.
При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. При этом необходим расчет устанавливаемых кондиционеров в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения (расчет должен производиться инженером по вентиляции).
Кондиционеры не должны создавать шум, превышающий нормируемые значения. Устанавливать кондиционеры следует в верхней части окна. Во время работы кондиционеров двери в учебное помещение должны быть закрыты. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров необходимо организовывать проветривание (эффективно сквозное) на каждой перемене и в любую погоду. Если позволяют погодные условия, то занятия проводятся при открытых фрамугах, створках оконных рам или окнах.
Правильная посадка учащихся за рабочим столом с ПК способствует нормальному функционированию органов и систем организма, профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обеспечивается подбором стола и стула в соответствии с ростом учащихся в обуви. При правильной посадке учащиеся должны сидеть прямо, напротив видеомонитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по отношению к плечам и опираться на наклонную поверхность стола с клавиатурой; тем самым снимается статистическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук.
Рациональный режим занятий с использованием ПК предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы за ПК и перерывов, а также обязательного проведения профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся.
Пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками и физкультпаузами не следует, так как проведение их улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.

Заключение

Активное использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе неизбежно влечет за собой введение новой педагогической технологии обучения. Как и в случае любого иного изменения устоявшейся технологии, этот процесс требует определенного «адаптационного» периода для ознакомления с возможностями средств обучения нового поколения и психологической «притирки». В настоящее время необходимо интенсивно и планомерно вводить новую педагогическую технологию обучения, использующую разнообразные возможности средств информационных и коммуникационных технологий, прежде всего в процессе изучения курса информатики на всех уровнях изучения.
Возможной тактикой внедрения новой педагогической технологии обучения, основанной на использовании информационных и коммуникационных технологий, может быть организация информационно-методических центров, объединяющих в единую сеть различные учебные заведения, в том числе и расположенные на периферии. Функционирование информационно-методических центров, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет в сравнительно сжатые сроки обеспечить внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс учебных заведений системы общего среднего образования. Это позволит перевести процесс преподавания курса информатики и других общеобразовательных предметов на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПК, современных средств телекоммуникаций.
Приложение 1

Примерная форма журнала отказа персональных компьютеров и их ремонта

Дата

Инвентарный
(или заводской)
номер

Вид
неисправности

Дата вызова
обслуживающей
организации

Дата
устранения
неисправности

Подпись
заведующего
кабинетом

 

 

 

 

 

 

Примечание.
Рекомендуется ежемесячно подсчитывать общее количество дней простоя ПК.


Приложение 2

Типовая инструкция по охране труда для работающих в кабинете информатики и информационных технологий

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор (заместитель директора)
учебного заведения
___________    __________________
подпись          фамилия, инициалы

 

И Н С Т Р У К Ц И Я
по охране труда учащихся
в кабинете информатики и информационных технологий

 

Разработана и утверждена с участием профсоюза,
протокол заседания профкома от  ______________ № ____.

1. Общие требования безопасности

В кабинете информатики и информационных технологий установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура: персональные компьютеры (ПК), принтер, другие технические средства. Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.
1.1. К работе в кабинете информатики и информационных технологий допускаются учащиеся, которые получили инструктаж учителя.
1.2. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете информатики и информационных технологий.
1.3. Соблюдайте пожарную безопасность в кабинете.
1.4. При обнаружении неисправности аппаратуры (появление необычного звука, самопроизвольное отключение и т.п.) немедленно прекратите работу и поставьте в известность учителя.
1.5. В случае получения травмы, а также при плохом самочувствии необходимо сообщить об этом учителю.
1.6. Для оказания первой медицинской помощи при травмах в кабинете имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике с красным крестом на дверце.
1.7. Соблюдайте правила личной гигиены, держите руки в чистоте.
1.8. Пребывание учащихся в помещении кабинета допускается только в присутствии учителя.
1.9. Лица, нарушившие требования инструкции по охране труда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проверьте исправность оборудования, вентиляции, освещения.
2.2. Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места, оборудования.
2.3. Разместите на столе тетрадь, учебное пособие, журнал так, чтобы они не мешали работе на компьютере.
2.4. Во время работы ПК лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную осанку, не сутулясь, не наклоняясь, имеющим очки для постоянного ношения — в очках.
2.5. Нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Плавно нажимайте на клавиши не допуская резких ударов.
3.3. Не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение.
3.4. Работайте на клавиатуре чистыми руками.
3.5. Никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.
3.6. Запрещается:
3.6.1. Трогать разъемы соединительных кабелей.
3.6.2. Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления.
3.6.3. Прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора и клавиатуры.
3.6.4. Класть предметы на монитор и клавиатуру.
3.6.5. Работать во влажной одежде и влажными руками.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварийной ситуации необходимо четко выполнять указания учителя и при необходимости эвакуироваться из помещения.
4.2. При обнаружении неисправности в электрическом оборудовании, находящемся под напряжением, немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.3. При получении травмы или внезапного заболевания учащиеся немедленно обращаются к учителю. Первую медицинскую помощь оказывают на месте. При необходимости вызывают врача.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Отключите питание электрооборудования (ПК и монитора).
5.2. Приведите рабочее место в порядок.
5.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

 

Заведующий кабинетом                                ______________

СОГЛАСОВАНО:
Начальник службы охраны труда
(лицо, ответственное за охрану труда)        _______________


* Может заимствоваться из общешкольных технических средств.

 

Для урока:

 
Akavita: каталог, рейтинг, счетчик для сайтов Беларуси copyright © 2008, Dmitri Tarasov Каталог TUT.BY  
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов.. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения по